Альфа по умолчанию – первая буква греческого алфавита, она же самая главная и бесконечно пафосная. Вместо того, чтобы рисовать себе буковки и ни о чем не волноваться, люди придали «альфе» почти что сакральное значений. Ярчайшая звезда в небе, первый парень на деревне – все это «Альфа». Разработчики, конечно, частенько пытаются впихнуть этот знак в название своей игры. Мол, мы самые лучшие, и ничто нам не указ. Alpha Prime, Alpha Black Zero, Альфа: Антитеррор – все сплошь неудавшиеся игры, даже близко не подобравшиеся к столпам жанра (статистику портит Alpha Centauri, но мы это великолепное безобразие спишем на человека-теплохода Сида Мейера). Ничего не скажешь, в плохую компанию вы угодили, товарищи Obsidian.
Alpha Protocol – первая оригинальная (во всех отношениях) разработка студии Obsidian Entertainment. Разработчики подобрались матерые, с голодными и хищными глазами. Еще бы – несколько лет подряд им приходилось питаться объедками BioWare и претендовать своими играми на статус «ну хотя бы второй RPG года». Прозябая в тени старших товарищей, девелоперы едва не умудрились сломать вселенную Knights of the Old Republiс сиквелом-недоноском. Революционные задумки, ни разу не канонический сюжет со сбрендившими джедаями и рациональными ситхами, потрясающие персонажи и отточенная ролевая система утонули в бескрайнем море багов, багов, багов. Подмоченную репутацию слегка высушил подоспевший сиквел Neverwinter Nights. Однако и этот проект оказался сугубо вторичным. Покинув обитель своих добродетелей, разработчики из Obsidian взялись за три проекта. Fallout: New Vegas на всех парах мчится к релизу, побрякивая стибренными из казино фишками. Aliens RPG вместе со всеми ксеноморфами легла в спячку, плавно перешедшую в кому. Alpha Protocol также была на грани закрытия, однако святой дух всея технотриллеров отряхнул бедняжку и повел прямиком к мастер-диску. Под самый конец весны игра поступила в магазины. Однако, нужны ли нам такие шпионы?
Всем своим видом Alpha Protocol кричит, буквально пишет на стене трехметровыми буквами – «Я – настоящая RPG с кучей разнообразной лепоты!». Но не стоит это воспринимать буквально. В некоторых экшенах (X-Men: Wolverine, к примеру) местные «ролевые элементы» с легкостью перекрывают количество таковых в проекте Obsidian. Минимум заигрываний с циферками, характеристиками – манчкинизм не пройдет. Однако берет свое Alpha Protocol не этим. Необычный сеттинг – ключевая особенность игры. Про современность, как мы знаем, можно сочинить микросюжет для спинномозгового боевичка, незадачливой стратегии. Но RPG – это вотчина фэнтезийной нечисти и фантастической мишуры. Alpha Protocol примет нас в свои объятья и без всяких заморочек с резистансами и «зеленой одежкой». Главное – отыграть роль, напялить шкуру секретного агента и действовать в согласии со своими принципами.
Театр начинается с вешалки, а любая значимая RPG – с создания персонажа или его подгонки под свои нужды. После выбора уровня сложности игра предоставляет нам целых три возможных предыстории протагониста – Майкла Тортона. Они же, как несложно понять, являются классами. Мы можем выбрать путь борца-оперативника, награждающего назойливых врагов градом пуль, технаря, рассчитывающего на специализированные примочки, и тайного агента, предпочитающего играть с оппонентами в продвинутый аналог «кошек-мышек». Как видим, никаких неожиданностей – суровый сеттинг исключает наличие сладкоголосых бардов, изничтожающих противникаяростным фальцетом, и прочих энчантеров, накладывающих заговоры на верный «Дезерт Игл». Для сомневающихся припасен вариант фрилансера – мы сами решаем, какие навыки достойны нашего внимания, а какие мы можем оставить нетронутыми. Помимо этого, присутствует режим «Новичок», увеличивающий сложность прохождения и открывающий новые реплики в диалогах. После его прохождения можно начать игру в режиме «Ветеран» со старым, проверенным и собственноручно прокачанным Тортоном.
В начале своей кровопускательной карьеры Майкл никак не тянет на героя повествования. Вместо секретного агента перед нашими взорами мечется задохлик, едва ли знающий слово «фитнес» и само понятие «здоровый образ жизни», с походкой совершеннолетнего мамонта и косоглазием высшей категории. Пули, мелкие пакостницы, никак не летят в цель, верное оружие отплясывает «яблочко» прямо в натруженных руках агента, а недруги одним плевком разбирают агента на запчасти. Не бойтесь, все поправимо. Каждый честно заработанный уровень приносит герою десять очков характеристик, которые можно вложить в интересующее вас русло. Всего характеристик ровно девять штук. Пять боевых (пистолеты, пистолеты-пулеметы, дробовики, автоматы и рукопашный бой) и четыре вспомогательных (невидимость, диверсия, технические средства и стойкость). Взрастить универсала не получится – уж больно дорогим потом и совсем недешевой кровью обходятся нам очки опыта. Но прокачать три ветки до оптимального уровня – не проблема. Каждый уровень определенного навыка дает нам некоторые бонусы (ускоренная регенерация брони, дополнительный урон оружия, добыча лишних файлов при взломе компьютеров и т.д.), либо активный скилл. Умений не так много, но каждое весьма продуктивно влияет на исход боя. Мастер пистолетных дел в своеобразном slow-mo расставляет на врагах маркеры (привет, Call of Juarez и иже с тобой) и при нажатии на спусковой крючок издевательски точно раскидывает свинец по тушкам незадачливых супостатов. Любитель маскировки может заглушить шум своих сапог и нарезать круги за спинами противников, а при должном уровне прокачки навыка «Невидимость» получает, не поверите, невидимость. Стрелять и прыгать под камерами настойчиво не рекомендуется. Жаль, что в стеке использования может стоять только один скилл. Из-за этого игра на высоком уровне сложности теряет динамику – образцово-показательный балет с применением огнестрельного оружия в таких условиях невозможен.
Огромное спасибо и большое человеческое аригато разработчикам из Obsidian за то, что теперь можно воплотить в жизнь образ любимых героев детства, юности или отрочества. Любители Джеймса «смешать, но не взбалтывать» Бонда могут прокачать ветки владения пистолетом и техническими прибамбасами. Лазерных указок со встроенными ускорителями частиц не дадут, но местный арсенал гаджетов и так неслабо воодушевляет. Нравится Джейсон Борн – вживайтесь в роль, флаг вам в руки! Стелс и рукопашный бой помогут вам справится с большинством жизненных неурядиц. Может, вы вообще не фанат шпионских искусств и самым изящной тайной операцией считаете поход Железного Арни за дочуркой в «Коммандо». Пожалуйста. Автомат и «прокачка» брони приукрасит вас не хуже смокинга. Помимо богатого внутреннего мира Майкла, мы можем слегка модифицировать его внешность. Увы, никаких пластических операций по смене пола и наращиваний третьей ягодицы не предвидится. Инструментарий «макияжа» небогат, но дает некоторый простор для творчества. Сменить прическу, отрастить бороду лопатой в стиле ZZ Top, одеть окуляры дурацкого вида или шапку-ушанку? Как пожелает ваш исключительный вкус.
Рассказывать о завязке сюжета Alpha Protocol – дело сугубо неблагодарное. Как пересказ «Войны и Мира» в одном абзаце. Но первичное представление я вам дать обязан. Волею судьбы наш Майкл Тортон, бывший (подставить выбранный класс),после несчастного случая оказался в рядах организации «Альфа Протокол» под командованием мистера Уэйнстриджа. Последний сходу выдает нам куратора – человека, снабжающего нас сопроводительным текстом и помогающего при прохождении посредством продвинутого коммуникатора. И после недолгих рассуждений «за жизнь» отправляет Майкла в Саудовскую Аравию, самую что ни на есть жаркую точку Земли, чтобы… Дальше начинаются сюжетные перипетии в духе лучших технотриллеров. Поставки вооружения, проклятые russkie, таинственные Триады и еще десятки вещей, обеспечивающих совсем не приторную жизнь. Alpha Protocol задерживает нас среди пустыни недолго. После экскурсии по Ближнему Востоку нас ожидают увлекательные экспедиции в Москву, Рим и Тайбэй.
Так как Майк Тортон – тот еще тип, отважный агент на службе неважно кого, проживать в серых стенах обшарпанных мотелей или у одной знакомой фрау он не имеет права. В каждой стране специально для нас зарезервирована конспиративная квартира, не существующая по документам и не пользующаяся услугами местного ЖЭКа. Судя по обстановке, быть секретным агентом не хуже, чем владеть контрольным пакетом акций «Лукойла». К нашим услугам – просторное ложе, плазменная панель во всю стену, раздельный санузел и куча мелких радостей жизни впридачу. Телевизор используется для просмотра новостей разной степени важности. Во время некоторых репортажей хочется подпрыгнуть, затрубить в фанфары и прокричать «Это я! Это я сделал, братцы!», но здравый разум берет верх. Также у нашей панели имеется функция гигантского видеофона – с его помощью мы выходим на связь с интересующими нас личностями и, изредка, устраиваем целые видеоконференции. В ванной располагается зеркало, крутясь перед которым, мы сможем изменить внешность Майкла. Шкафчик со снаряжением – сам по себе высокотехнологичный прибор, словно выползший из фильмов про брутальных спецагентов. С его помощью мы меняем и апгрейдим оружие и броню. Также в каждой квартире имеется компьютер с широкополосным интернет-каналом (еще бы, кто же поставит главному герою диалап с глюканутым Zyxel’ем). Во всемирной паутине мы читаем электронные письма, изредка отвечая на них и ведем торги с оружейными барыгами. За нескромную сумму торговцы подкинут Майклу самое современное оборудование, набор стволов разной степени годности и поделятся данными относительно будущих операций.
Как только все домашние заботы перестают тревожить Майкла, он может отправиться на улицу и глотнуть свежего воздуха полной грудью. Операции, по сути своей, делятся на два типа. Либо мы отправляемся выуживать информацию из определенной личности, либо совершаем боевую вылазку. Несмотря на то, что Майкл любит потрепаться, количество заданий второго типа значительно перевешивает. Как правило, нам необходимо выловить как можно больше информации о предстоящем событии и званых гостях, прежде чем окончательно и поворотно разгромить фуршет. Правило информационной войны в Alpha Protocol действует более чем наглядно. Собрав достаточное количество материалов про определенного человека, мы получаем бонус против него, если придется драться, или задавить его фактами и принудить к миру на наших условиях. Информацию, как я говорил чуть выше, можно приобрести у дилеров через Интернет, либо вытрясти ее из постороннего персонажа. Интересные вещи можно найти в компьютерах оппонентов. Принцип «Знание – сила!» живет и процветает.
Однако, чтобы добраться до искомой цели, будь то хоть боеголовки, хоть ящик бубль-гума, придется пройти строгий фейс-контроль среди местных жителей. Они не стесняются показывать свою агрессивность и явно не слышали про выражение «Возлюби врага своего». За редкими исключениями, любая встреча с местной гуманоидной фауной начинается с любезной перестрелки и ею же заканчивается. Неприятели, как правило, расхаживают по улицам в одежде фасона «мы из цирка». Так, в Москве нас встретят мужчины в трениках гоповатой наружности и четырехглазые отпрыски Сэма Фишера. Про одеяния представителей криминального населения Тайваня лучше умолчу. Бразильский карнавал по сравнению с выступлениями местных акробатов огнестрельного жанра – серая посредственность. Даже если подумать, что не одежда красит человека, то и тут враги дают промашку. Интеллекту оппонентов Тортона не позавидует даже страус. Они стабильно применяют первое правило скрывающейся кошки («я их не вижу, значит и меня не видно») на практике, не стесняются нарезать круги около бравого агента и застревать в предметах интерьера совсем не по фэн-шую. Некоторые личности кидаются с оголтелыми криками в рукопашный бой на дуло автомата, изображая то ли Матросова, то ли Брюса Ли. Самый шик – начать забираться по лестнице под шквальным огнем, нисколько не заботясь о собственном самочувствии. Фанатичные люди, однако.
Несмотря на интеллект посетителя яслей, каждый противник неплохо держит в руках оружие и (о, ужас!) не стесняется его применять по назначению. Их чувства сразу обостряются и мощная волна свинца буквально сносит главного героя. Минздрав предупреждает – долгосрочное пребывание на открытой местности под прицелом местных молодчиков приводит к непродолжительной рэгдолл-анимации смерти Майкла. Панацея от меткой заразы – система укрытий, коими советуется пользоваться как можно чаще. Припасть к стене или к ограде и вести оттуда прицельный огонь никто не воспрещает. В угоду игрока Тортон умеет быстро перемещаться между укрытиями по мановению одной кнопки, что иногда спасает ценные хитпоинты. Вопреки всему, враги не теряются, когда агент отдыхает за кустиком, а ведут огонь на подавление и крайне метко закидывают Майкла гранатами. Намного сквернее себя ведут боссы. Хоть они по сути представляют из себя тех же рядовых противников, игра выделила им здоровую полоску здоровья, нечеловеческую скорость (под которую девелоперы не смогли даже подобрать подходящую анимацию) и завышенные боевые характеристики. Прямоходящими противниками Alpha Protocol не ограничивается. В избранных местах попадаются суровые, но справедливые автоматические турели, плохо переживающие как обычные пули, так и электромагнитные гранаты. Из пассивных пакостников – камеры наблюдения, вызывающие тревогу при попадании в поле зрения Майкла. Как ни странно, системы обнаружения заточены только на опального агента. Его союзников глупая техника за потенциальную опасность не считает.
Выбранный путь развития определяет, каким образом мы будем склонять противников к хрупкому миру. Но ни один класс не обойдется без применения огнестрельного оружия. Каждый из вышепредставленных типов оружия имеет 3 разновидности заточены под него патронов. Так, из пистолета можно вести огонь транквилизаторами, что считается весьма гуманным. При попадании несмертельным «шприцом» враги медленно теряют жизненную силу и падают ниц. Использование этого типа зарядов считается проявлением человеколюбия, даже если мы «усыпили» врага, когда он переползал по тросу с одного здания на другое, метким выстрелом в голову. Что будет в результате падения с нескольких метров и как долго будет зарастать дырочка в голове – неважно. Мы же его не убили, в конце концов. Автомат умеет стрелять дозвуковыми патронами, не вызывающими панику в рядах противника, и бронебойными, прошивающими даже самого сурового супостата насквозь. Оружие имеет несколько показателей (урон, боезапас, кучность, отдача), которые можно менять с помощью насадок. Купили утяжеленный магазин для винтовки – потеряли объем патронов в обойме, но уменьшили отдачу. Добыли коллиматорный прицел – увеличили кучность и так далее. То же касается и брони. Главные показатели одежки – количество «бронехитов» и величина приглушения шагов. Стелсеры, как правило, выбирают менее живучую одежку, а оперативники превращаются в подобие танка. В конце концов, на задание можно выйти в джинсах и тапочках, если вы любитель острых ощущений или являетесь обладателем редкой ауры, заставляющей врагов страдать пресловутым «эффектом штурмовика».
В Alpha Protocol имеется обширный арсенал гаджетов, упрощающих жизнь агента Тортона. Среди них гранаты (фугасные, светошумовые), волшебный излучатель звука (способный натравить врага на противоположную стенку), ложная рация (позволяет передать врагам сигнал для отключения сигнализации), электромагнитные снаряды (на раз отключают камеры и турели, на два превращают любой взлом в профанацию), мины направленного действия и так далее. Скучать при выборе арсенала точно не придется. Иногда разработчики усложняют нам привычную шпионскую жизнь своими мини-играми, заточенными под определенное действие. Хочешь взломать кодовый замок – разберись в лабиринтах проводов, нужно взломать замок – бери отмычку и дергай язычки. Ну а если Майклу вдруг внезапно потребовалось почитать чужие электронные письма, тоже необходимо пройти мини-испытание. Особых проблем (вплоть до последних уровней) все эти взломы не вызывают. Но если игрок почувствовал немощность – ему рекомендуется прокачать ветку «технические средства» хотя бы до второй ступени или закупаться ЭМИ-снарядами под завязку, что не так и просто. Зарплату Майклу уже давно не платят, с довольствия сняли, вот и приходится подворовывать где попало. Заначки иногда выпадают из павших врагов, распиханы по всей карте и кое-что спрятано в сейфах. Дефицит заставляет серьезно задуматься – на что, собственно, тратить деньги. Купить новенькую пушку или информацию про очередного злобного урюка? Может, дополнительные бронепластины или дополнительные гаджеты? Вечнозеленых вечно не хватает на все сразу (слава богу хоть коммунальные счета не оплачиваем), поэтому частенько приходится выбирать.
Вот мы наконец-то добрались до ключевой особенности игры. Шпион – это не только казаки-разбойники с применением огнестрела. Наше главное оружие – выбор. Выбирать приходится буквально везде. В бою мы ищем альтернативные маршруты, губим противника иным способом. Во время разговоров мы решаем более серьезные задачи, способные кардинально поменять ход истории. Что делать с крупным поставщиком оружия – убить или отпустить восвояси за денежку? Да, он всего лишь маленькая пешка в большой партии. Если его оставить в живых, можно будет добыть ценную информацию? Но ведь он может навредить в дальнейшем. Может, убрав его, мы заметаем за кем-то следы? Подобных вопросов можно задать себе тысячу. И решение зависит от того, насколько вы параноик и как сильно верите в конспирологию. Помимо решения «казнить/помиловать», агент Тортон делает выбор в каждом разговоре, независимо от его значимости. Игра предоставляет нам не варианты ответов, но их интонации. Во время разговора можно беспрестанно иронизировать над своим собеседником, можно изображать из себя суровую и непрошибаемую стену или в один прекрасный момент просто уронить голову сидящего напротив о стол. Пару раз, для профилактики.
Не бойтесь, мир Alpha Protocol совсем даже не пустынен. Наоборот, всякие-разные личности буквально влезают в сюжет повсюду. Полтора десятка персонажей с активной жизненной позицией, собственной биографией, привычками, вкусами, фобиями – настоящее украшение игры. Немка Зи с ручным пулеметом своими повадками напоминает скорее снизошедшую валькирию, нежели обычную человеческую женщину. Наш главный куратор Мина – скромная азиатка, в первую очередь думающая о деле. Поэтому скабрезные шуточки могут ее покоробить. В Alpha Protocol есть понятие репутации Майкла в глазах остальных обитателей мира. Неудачная шутка может отнять очко репутации. Если вовремя подбодрил человека – получи плюсик и взаимную любовь. К каждому персонажу необходимо искать свой подход. Психопат из Тайбэя станет дружить с Майклом, если тот исполнится полноценным кровавым угаром. Отвечай ему цитатами из «Криминального чтива» - и все пойдет хорошо. Журналистка Скарлет обожает выслушивать шокирующую правду и совсем не против пофлиртовать. Но всего должно быть в меру. Помните, что каждое решение аукнется не один и не два раза. Мы буквально пишем историю сами. Но чтобы проверить все возможности игры, придется пройти ее как минимум два раза и убедится, что вариативность – как минимум, забавная штука.
Длинный ряд недостатков игры продолжается несовременной графикой и убийственной анимацией персонажей. За картинку отвечал всем знакомы движок – Unreal Engine 3. Так как Obsidian никогда не славились фигурным зодчеством и живописью не занимались, Alpha Protocol получилась абсолютно серой. Общий уровень графики едва-едва дотягивает до мерки current-gen. С анимацией не просто проблемы, а целая беда. Тортон поворачивается как робот, ходит вприсядку как цыпленок. Не говорю уж о кувырках между препятствиями. Слава богу, хоть человеческую мимику прикрутили. Отдельное «неспасибо» и unrespect – за унылый дизайн уровней и однообразие миссий. Где это видано, чтобы тайный агент исключительно скакал козлом по заводам да особнякам. Где антуражные миссии с проникновениями на день рождения, походами в русскую баню? Да хоть бы гонки на снегоступах! Нет, наша миссия уныла и скучна. Кроши, убивай, взламывай, взрывай.
Никак не поймешь, заслуживает ли Alpha Protocol нашего внимания. Огромное количество минусов топят шпионскую ролевку на счет «раз». Но достойный сюжет и свобода выбора заставляют игру держаться на плаву.Убежден, что игра понравится далеко не всем, но попробовать все-таки стоит.